Психолог ученикам

 

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное 

 учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 7"   

 

Ученикам

 

Дорогие ребята, человек жаждет познать себя в огромном мире, постоянно задавая себе главные вопросы: кто я? Какой я? Ответить на это с большой степенью вероятности помогут тесты и дополнительная информация об особенностях личности.

Тесты:

Психогеометрический тест

Знаете ли вы себя? 

Анкета для самого себя

Каков я на самом деле?

Командовать или подчиняться?

Выявление способностей

Какой я в общении

Узнай себя

Полезные советы:

Умеете ли вы слушать

Правила предупреждения конфликтов

Полезная информация:

Умение вести разговор - это талант

Твое настроение

Каков характер - таковы и поступки

   

Советы для детей

1.     Доверяйте своим родителям – они самые близкие вам люди, они могут помочь вам, дать хороший совет.

2.     Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.

3.     Делитесь своими радостями.

4.     Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.

5.     Старайтесь их понимать, помогайте им.

6.     Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну.

7.     Знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте о них.

8.     Расспрашивайте своих родителей об их детстве, о друзьях детства.

9.     Демонстрируйте родителям достоинства своих друзей, а не недостатки.

10. Радуйтесь вместе с родителями успехам своих друзей.

    

Правила предупреждения конфликтов

 

  • Не говорите сразу с взвинченным, раздраженным человеком
  • Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела
  • Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»
  • Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу
  • Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок.    

Твое настроение. Понаблюдай за собой и определи, в каком эмоциональном состоянии ты находишься чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном или грустном, печальном или подавленном, мрачном. Это твое настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть радостным, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но... взгляд, слово, движение, мимика, наклон головы, интонация, вздох, улыбка — и все становится ясно. Есть ли у тебя «свое» настроение, такое, в котором ты находишься чаще всего? А как ты думаешь, каким тебя видят твои друзья, одноклассники, родители?

Учти, что свое настроение мы чаще всего невольно передаем другим людям. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он находится во взаимодействии. В результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать, ни обмениваться впе­чатлениями, когда в голову не приходят новые мысли, идеи, когда душой владеют не жизнеутверждающие чувства, а мрачные предчувствия.

Но с другой стороны, тебе известно, что постоянно выраженная в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении своих чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует настроению других.

Поэтому важно знать особенности своего обычного настроения и думать о соответствии твоего настроения той или иной конкретной ситуации, а также о мере (степени) его проявления в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой.

 

 

«Каков характер, таковы и поступки» — гласит народная мудрость. Ты должен хорошо знать особенности, черты своего характера и не забывать, что они проявляются в твоем поведении. Основное внимание обрати на воспитание характера. Каждая его черта диктует тебе в определенных условиях те или иные поступки, накладывает печать на твои действия, мысли и чувства.

Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание.

Для того чтобы узнать человека, требуется время и постоянное общение с ним. С незнакомым человеком трудно общаться и иметь дело прежде всего потому, что ты не зна­ешь, чего от него можно ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как поступит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет.

Вспомни своих друзей, знакомых, одноклассников... Наверняка ты можешь предвидеть, как почти любой из них отнесется к той или иной проблеме, как поведет себя при определенных обстоятельствах, какое примет решение. Если же поступки твоего знакомого или друга зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, ты говоришь о его «бесхарактерности». Вспомним народные пословицы: «Плывет по течению, как полено», «Не человек, а охапка пустяков». Видишь, в народе такие люди ни­когда уважением не пользовались. Человек, от которого не знаешь, чего ждать — это ненадежный человек.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Их условно делят на две взаимосвязанные группы.

Первая группа — это такие черты характера, которые являются моральными качествами — либо добродетелями, либо пороками человека: коллективизм и эгоизм; чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; бережливость и мотовство; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т. д.

Вторая группа — волевые черты характера: целеустремленность, решительность, самообладание, выдержка, терпение, дисциплинированность, мужество, смелость и т. д. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели.

Однако волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь на основе нравственной воспитанности человека: смелость хулигана или решительность глупца не могут быть положительными качествами.

Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке? Ты, наверное, согласишься, что это доброжелательность, чувство достоинства, справедливость, душевная чуткость, простота в общении с людьми, оптимизм, преданность друзьям и своему делу, юмор. Да, и юмор тоже. К. Паустовский писал, что самая глубокая, самая напряженная деятельность человека может и даже должна сопровождаться юмором. Отсутствие юмора свидетельствует не только о равнодушии ко всему окружающему, но и об известной умственной тупости. Культурный, воспитанный человек разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем ссорой, скандалом, проявлением досады.

 

Банальна истина, что важнейшим условием и залогом продуктивного общения является умение слушать собеседника.

Надо отметить, что «слушать» и «слышать» - не одно и тоже. Слушание – это не только молчание, а процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает то ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания:

  • Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют два человека: один – говорит, другой – слушает, причем в роли слушающего каждый должен выступать попеременно.
  • Будьте внимательными. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что вы слушаете. Помните, что говорящий хочет общаться с внимательным, живым собеседником, а не каменной стеной.
  • Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник.
  • Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника.
  • Наблюдайте за невербальными сигналами говорящего.
  • Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения.
  • Старайтесь выразить понимание.

 

«Умение вести разговор — это талант» (Стендаль). Если хочешь заинтересовать другого человека разговором, старайся расположить его к себе с первой же минуты, с первых же слов. Непременное условие взаимопонимания в общении — участливое, доброе отношение к собеседнику. Замечательный педагог и детский врач Януш Корчак удивительно точно вы­разил эту мысль: «часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».

Задумайся, а умеешь ли ты разговаривать с людьми, например, в компании друзей, знакомых? Сейчас многие этого не умеют. Наверное, ты можешь припомнить такую ситуацию: пришли в гости к знакомым или собрались где-либо компанией, думали дружески поговорить, обсудить самые разнообразные, интересные всем проблемы. А разговор не получился. Почему? Все говорят одновременно (и ты тоже!), шумно, с увлечением, каждый — свое, и друг друга не слушают. И в результате — никакого удовольствия от встречи. А это так обидно.

Воспитанный человек умеет разговаривать в компании, он уважает собеседника или собеседников, а поэтому с интересом выслушивает их, не торопится с собственными высказываниями. К. Морли остроумно заметил, что «существует только один способ стать хорошим собеседником —уметь слушать».

И еще, обрати внимание на то, что беседу, разговор оживляет не столько ум, сколько взаимное доверие. Это доверие означает уверенность в себе и в своем собеседнике, в моти­вах своих и его поступков, благожелательное отношение друг к другу и окружающим, доверие основано на искренности собеседника. Никакое общение, сотрудничество не может основываться на недоверии и подозрительности.

Развивай у себя чувство доверия к людям. Хороший человек обычно доверчив. своих, отношениях с людьми он исходит из представления, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется, огорчается, расстраивается, когда в ком-то этих, качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика («Так, уж, и ничего он с этого не имеет?!»), карьериста («Что это он так старается, ему что, больше всех, надо?!») любую удачу другого человека объясняет тем, что «кто-то его толкает, кто-то за ним стоит» или что тот действует недозволенными средствами — хитростью, лестью, обманом; и его очень трудно убедить в порядочности этого человека. Среди твоих, знакомых, тоже, наверное, есть и плохие, и хорошие люди. А ты? 'Наверное, тебе, как и каждому, есть над чем задуматься.

Ты должен научиться культурно спорить. При этом помни, что в споре может родиться истина и вообще он имеет какой-то смысл только в том случае, если идет обсуждение того или иного факта, явления, ситуации, если выслушиваются аргументы «за» и «против», сопоставляются мнения. Самое трудное в споре — иметь четкое представление о своей точке зрения, о позиции, которую ты защищаешь.

Быть может, и у тебя так было, когда ты просто навязывал свое мнение, делал это упорно, не заботясь о доказательствах не вслушиваясь в возражения и, главное, не интересуясь ими. А ты никогда не воспринимал возражения как личную обиду? Тут уж забывается предмет спора, да и не спор это. Между тем культура поведения в споре предполагает необходимость внимательно выслушивать и другую сторону, с уважением относиться к другой точке зрения. Народная поговорка предупреждает: «Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь».

Дата последнего обновления страницы 04.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения